Новости НОС на телеканале Казанского федерального университета
2118
2118
2035
1748
1652
«В журналистике важно понимать свои интересы и мотивацию» — Яна Щуцкая, главный редактор агрегатора студенческих СМИ «НОС», о своём карьерном росте, трудностях и советах для молодых журналистов.
— Что вас вдохновило начать карьеру в журналистике?
Я росла в семье строителей, где практически все были инженерами. У меня всегда складывалось так, что математика не была моей сильной стороной и я чувствовала, что у меня больше гуманитарный склад ума. Изначально я планировала поступать на актёрское мастерство и дважды пыталась поступить на режиссуру.
Прошло время и я оказалась в РГСУ на факультете коммуникативного менеджмента, а конкретно на специальности «журналистика». Вступительные испытания после ЕГЭ были как раз по тем предметам, которые мне давались с лёгкостью: эссе, творческие задания и собеседования. У меня до этого уже были публикации в школьные годы, в том числе в «Аргументах и фактах», что тоже сыграло свою роль.
— Какие были ваши первые шаги в области журналистики?
Я начала свой профессиональный путь со съемки документальных фильмов. Мне всегда нравилось визуально рассказывать истории и участвовать в различных мероприятиях. Затем я попробовала себя в роли СММ-менеджера и видеографа, работая с крупными брендами и ведя их социальные сети.
Первые шаги я делала, работая над студенческими проектами и ведя социальные сети различных брендов. Один из самых запоминающихся проектов — это «Лента Победы» на Останкинской телебашне.
Как раз в то время студенты предложили Валерию Николаевичу Фалькову создать единый реестр для всех студентов, чтобы можно было публиковать их работы и портфолио. Такой реестр был бы полезен не только тем, кто стремится к карьере в медиа, но и тем, кто видит в этом свое хобби. В тот же момент и начали появляться большие студенческие медиа.
— Расскажите про вашу первую стажировку.
Моя стажировка проходила по программе академической мобильности, известной как Erasmus, в Польше. Это было интересным опытом. Продлилась стажировка один семестр: осень и половину зимы училась, сдав экзамены в феврале.
Обучение велось на английском языке, и система была похожа на американскую, где ты выбираешь предметы по кредитам в зависимости от своей основной учебной программы (прим. авт./ «Кредит» — это американская система (USCS - US Credit System) с внедрением в программу обучения возможности выбирать предмет самостоятельно).
Я училась в городе Лодзь, где находится одна из самых известных киношкол в Европе — Лодзинская киношкола. Но я училась не в самой киношколе, а в главном университете города, Лодзинском государственном университете (University of Łódź). Там я изучала киноведение и драматургию на английском языке.
Этот опыт позволил мне не только получить новые знания и навыки в своей области, но и пожить в другой стране, познакомившись с её культурой и образовательной системой.
— С какими основными вызовами вы столкнулись во время стажировки?
У меня были трудности с языковыми курсами. У меня был курс «Английская грамматика» и я попала в группу с ребятами, которые уже имели глубокие знания английского языка, так как они филологи или преподаватели английского языка из Польши. Задачи курса явно требовали высокой степени владения языком, и это вызвало определенные сложности. Конечно, когда ты единственная иностранка в такой группе, это может быть большим стрессом. Но, с другой стороны, это был отличный вызов, который помог значительно улучшить свои навыки.
— Какой был ваш первый крупный проект или статья, которой вы особенно гордитесь?
После стажировки я вернулась обратно в Москву и в рамках своей дипломной работы я занималась, и занимаюсь до сих пор, реализацией большого студенческого проекта в социальных сетях — «Приключения иностранцев в России».
Это большой проект с системой адаптации иностранных студентов, и он действительно стал для меня первым большим опытом, когда я почувствовала, что несу большую ответственность. На данный момент «НОС» — это проект Министерства науки и высшего образования России, и «Приключения Иностранцев в России» сейчас тоже поддерживаются Министерством.
Важно также понимать, что наш проект не просто предоставляет новости для иностранных студентов. Ежедневно мы сталкиваемся с реальными проблемами: кого-то отчисляют, кто-то не может въехать в страну, а у кого-то потерялись документы на поступление. Мы оказываем помощь людям, работаем с «Россотрудничеством», «Росмолодёжью» и другими федеральными агентствами. Это огромная работа, и она очень важна.
Я отношусь к этому проекту, как к своему ребёнку, и у меня тоже иногда возникают трудности. Ему уже четыре года и каждый день на ресурсах ВКонтакте, Телеграм и других социальных сетей выходят важные новости, а общее число подписчиков уже более 40 тысяч, и в России учатся 350 тысяч иностранных студентов.
— Можете привести какого-нибудь студента в пример?
Да, есть такой студент — Ибрагим, у него очень классная история. Он приехал в Россию из Алжира, начал вести свой блог на арабском. Рассказывал о своих приключениях и сложностях. Он самостоятельно смог набрать живую аудиторию. И мы вдохновились. Во-первых, сделали видеокурс для иностранцев на русском и на английском, как вести такие социальные сети, чтобы стать блогером. Во-вторых, он начал зарабатывать, как преподаватель иностранных языков, официально, через агентство. Ибрагим также продолжал работать на свои социальные сети и стал официальным лицом Всемирного фестиваля молодежи в 2024 году. Его фотографии были на всех баннерах и билбордах по всей стране.
Много хороших ребят и они все молодцы, потому что производят позитивный добрый контент на тему России.
— У вас получилось реализовать такой важный проект для иностранцев полностью с нуля. Поделитесь секретом для ребят, которые тоже хотят создавать что-то важное.
Да, действительно, у нас никогда не было возможности покупать рекламу, потому что на это просто не хватало денег, и мы развивали это самостоятельно. Однако мы смогли найти креативные и нестандартные подходы к набору подписчиков. Именно поэтому сейчас, на всех наших проектах, мы даем задания не для того, чтобы просто набрать подписчиков на наши ресурсы, а чтобы поделиться своим релевантным опытом — как находить живых подписчиков бесплатно и без привлечения рекламы. Мы всегда открыты для того, чтобы поделиться своими знаниями и опытом.
— Каким было ваше первое взаимодействие с «НОСом»?
Я всегда работала плечом к плечу с «НОСом», потому что эти проекты перекликаются. По сути, «НОС» это то же самое, что и «Приключения иностранцев в России» только для россиян, чтобы доносить важную и полезную информацию для студентов.
В дальнейшем мы просто постепенно начали объединяться. «Приключения иностранцев в России» сейчас координируются агрегатором, а основным остаётся «НОС» — он собирает в себе абсолютно все новости.
— Какую роль вы занимали перед тем, как стать главным редактором?
У меня не было какого-то драматического карьерного поворота на подобии «работала на заправке, а потом выиграла миллион». Я, как и все люди, просто упорно и постоянно трудилась.
Сначала моя основная роль в «НОСе» была «руководитель проекта». А сейчас я выступаю в роли главного редактора, координируя и связывая все наши деятельности.
Наталья также продолжает работать с нами как редактор: приходит на помощь, если у нас всё валится из рук, и иногда буквально спасает ситуацию (прим.авт. / Наталья Осипова — экс-главный редактор агрегатора студенческих СМИ «НОС»).
В принципе, моя жизнь сильно не поменялась, потому что я продолжаю работать в коллаборации. И у нас есть ещё немаловажная история — это наша платформа и, конечно же, наш печатный журнал. Это отличная память для всех ребят, которые принимают участие в наших проектах: после летней школы у вас на руках будут все ваши фотографии и материалы (прим.авт. / интервью записывалось в рамках заданий на проекте «Летняя школа журналистики»)
— Какие навыки вы считаете необходимыми для успешной работы в медиа?
Мне кажется, что, независимо от профессии, важно быть человеком со здравым смыслом и хорошими навыками коммуникации.
У меня самой иногда возникают проблемы с этим, потому что я бываю слишком напористой. Нужно уметь сделать так, чтобы тебя заметили и услышали, но при этом чтобы видели в тебе хорошего человека, а не грубияна или выскочку.
Конкретно про журналистов, хотелось бы, чтобы все были замотивированы и горели глазами. Иначе, если ты приезжаешь на мероприятие, а тебе явно неинтересно, это видно сразу. Есть люди, которые приходят и спрашивают: «А зачем мне это?». При этом они учатся на журналистов и их отправили на мероприятие для получения опыта.
Каждый человек уникален, и универсальных рецептов успеха не существует. Однако, важно быть замотивированным, развивать в себе профессиональные навыки и личностные качества. Это и помогает двигаться вперед и достигать своих целей.
— А что делать, если у человека нет мотивации?
Думаю, что обычно по человеку сразу видно, каким он будет в работе. Видно, готов ли он перерабатывать и действительно вкладываться в развитие. Я сталкивалась с ребятами, которые совсем не замотивированы. Если человек знает, что он хочет заработать деньги, и говорит об этом прямо, это одно. Но есть немало людей, которые хотят не заработать денег, а, например, мечтают снять великий фильм и отправить его в Канны. И больше ничего для этого не делают. В таком случае у человека есть какая-то фантазийная цель и он может относиться к работе поверхностно, думая: «Может быть, когда-нибудь..». Есть общие цели и инициативы, которые требуют вовлеченности.
Может быть, ребята, из-за возраста, ещё не определились с тем, кто они и чем хотят заниматься. Но некоторые, например, просто копируют текст из нейросети и не утруждают себя проверкой и редактированием. Это неправильный подход. И не только студенты, но и все студенческие медиацентры должны стремиться к высокому качеству своих работ.
Ведь жизнь не бывает такой, что вы сначала писали все статьи с помощью искусственного интеллекта, а потом сразу стали главным редактором. Нужно стараться, вкладываться в работу и постоянно развиваться.
— Какую самую важную вещь вы бы хотели передать молодым журналистам, только начинающим свой путь?
Для начинающих журналистов и молодых медийщиков я бы хотела дать несколько советов и предостережений.
Во-первых, не врите самому себе. Если вам что-то не нравится, не обманывайте себя, говоря, что сделаете это завтра или что всё нормально. Разберитесь в своих чувствах и мотивации. Если вы сомневаетесь в материале или чувствуете давление, поделитесь своими мыслями с коллегами или редактором. Важно не соглашаться на компромиссы, которые идут вразрез с вашими принципами и профессиональными стандартами.
Во-вторых, выстраивайте добрую и прозрачную коммуникацию. Рабочие процессы во многом зависят от человеческих отношений. Всегда помогайте коллегам и не стесняйтесь просить о помощи. Звоните, уточняйте, советуйтесь. Помните, что у всех разные жизненные обстоятельства. Сглаживайте углы и строите добрые отношения с коллегами. Не стоит принимать всё на свой счёт. Критика не значит, что вас ненавидят, а похвала не делает кого-то идеальным.
И, в-третьих, помните, что материал можно написать разными способами, но важно, как вы коммуницируете с людьми вокруг. Избегайте конфликтов и стремитесь к конструктивному диалогу. Ваша цель — создавать качественные материалы и поддерживать позитивную рабочую атмосферу.
— И напоследок, какие книги или фильмы оказали на вас наибольшее влияние в профессиональном плане?
При подготовке к поступлению на актёрское мастерство я перечитала, наверное, все книги и пересмотрела все фильмы. Но посоветовать один материал, который перевернет ваш мир с ног на голову или научит вас писать за один час, я не могу.
Из того, что точно стоит прочитать всем, кто работает с текстами, в том числе для пишущих журналистов в телеграмме — это книга «Пиши, сокращай» от Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Она учит эффективному и ясному письму, что особенно важно в современном мире, где внимание читателя легко теряется. Можете перечитывать эту книгу хоть каждую неделю!
Еще очень интересная книга — «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии. Она больше для понимания глубоких структур мифов и легенд, которые влияют на человеческую культуру и сознание на примере пути героя в сюжете.
И последняя — «Теория волшебной сказки» Владимира Проппома. Она интересна для понимания базовых сценариев, которые формируют наши истории и искусство.
Автор: Валерия Невзорова, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
2118
2035
1748
1652
Чтобы добавить в «Избранное» необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
Создай егоАвторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы выполнить действие.
Войти