Интервью с Ольгой Петровой: Молодёжная политика и развитие вузов на Дальнем Востоке
    Назад

    166349

    Интервью с Ольгой Петровой: Молодёжная политика и развитие вузов на Дальнем Востоке

    На Восточном экономическом форуме состоялась беседа между Кариной Ямаловой, активистом студенческого медиацентра Минобрнауки России, и Ольгой Викторовной Петровой, заместителем министра науки и высшего образования РФ. Темой интервью стали итоги десятилетия форума, развитие вузов Дальнего Востока и ключевые направления молодёжной политики.

    Каковы ваши впечатления от форума?

    Очень жарко — во всех смыслах. Второй день форума ощущается особенно энергично: много участников, ощущается энергия развития и созидания. Форум юбилейный, 10-летний, что позволяет осмыслить достижения и определить дальнейшие шаги. Приятно видеть много ректоров, горжусь активностью стенда Минобрнауки и фундаментальностью обсуждаемых вопросов. Представлены практически все субъекты Дальнего Востока, что говорит о командности и готовности превращать вызовы в пространство возможностей.

    Какие ориентиры и планы вы можете обозначить в развитии молодёжной политики России к 2030 году?

    Основной акцент — на системности: сформированы чёткие цели, задачи, дорожные карты и стратегии. Молодёжная политика включает мероприятия и фундаментальную воспитательную деятельность, основанную на традиционных духовно-нравственных ценностях, закреплённых в 809 указе президента, и национальных целях развития Российской Федерации — в №309 указе.

    Ключевая цель — выпускать не только профессионалов, но и социально ответственных граждан. Важны интеграция курса «Основы российской государственности», увеличение курса «История России», модуль профессионального волонтёрства. К 2030 году планируется вовлечь не менее 45% студентов в добровольческую и общественную деятельность, не менее 75% — в активные мероприятия, 85% — должны верить в возможность самореализации в стране, 500 тысяч иностранных обучающихся должны быть среди наших студентов, и для всех должна быть разработана система выявления, поддержки и развития талантов.

    На сегодняшний день важна и семейная политика, которая реализуется в университетах, где создаются меры поддержки молодых студенческих семей. Мы понимаем, что с демографической ситуацией у нас в стране это направление, в том числе, является акцентным в работе молодёжной политики.

    Задачи технологического лидерства и технологического суверенитета стоят перед нами как фундаментальная система высшего образования и научного знания, где мы в рамках реализации стратегии национального технического развития задаём тренды на те или иные научные разработки, реализованные в университетах, и технологии, реализованные совместно с институтами академии наук.

    Всё это — комплекс ориентиров для воспитательной деятельности и реализации мероприятий молодёжной политики.

    Какую роль университеты играют в воспитательной работе и работе с молодёжью по тем ориентирам, что вы перечислили?

    Мы всё больше видим, что перед университетами уже стоит такая задача, и особенно это видно по вузам ДВФО, где во многих субъектах вуз является главным градообразующим учреждением: взять роль социально-ответственной организации и работодателя для молодёжи. Для того, чтобы воспитывать социально ответственных студентов, вуз должен иметь такую же активную позицию.

    Здесь играет роль не только образование, но и воспитательная роль: работа со школьниками и с детьми дошкольного возраста, работодателями и людьми серебряного возраста, которые с радостью посмотрят выступление или концерт. У российского менталитета есть такая особенность — страх хвалиться и демонстрировать то, что вызывает чувство гордости. Ведь это объединяет и создаёт ещё большее единство всей системы. В вузах так много талантов, и это мы тоже должны показывать.

    Как совмещать учёбу с большим количеством активностей?

    Основное — это учёба: студенчество закладывает фундамент вашей жизни. Знания, полученные в вузе, станут кирпичиками в выстраивании карьерной траектории.

    Для выбора активности в вузе стоит придерживаться приоритизации и помощи наставников, в том числе проректоров по молодёжной политике и активных преподавателей, которые помогают не упустить важное и сохранить баланс между знаниями и активной позицией.

    У нас сейчас много активных преподавателей, которые тоже помогают в реализации воспитательной деятельности. Они прошли через программы повышения квалификации в рамках «Голоса поколений» и «Основ российской государственности» и на своём примере помогают и подсказывают молодым ребятам на протяжении всего их студенчества.

    Может ли студент быть инициатором новых секций в университете и как это поддерживается?

    Это важно и безусловно поддерживается. В первую очередь студенту стоит обратиться к проректору по молодёжной политике и посоветоваться. Существует система грантов от Росмолодёжи для физических лиц, что может стать стартом для реализации того или иного проекта.

    Какие меры поддержки существуют для молодых семей в вузах?

    На данный момент мер много: материальная помощь, выделение комнат в общежитии, выплаты при рождении ребёнка или заключении брака. Университеты имеют чек-лист для реализации семейной политики. Детские сады есть не во всех вузах, но создаются комнаты матери и ребёнка, а также пространства для кратковременного пребывания детей.

    Есть ли в Министерстве науки и высшего образования РФ окно для обратной связи, куда могут обратиться студенты с предложениями и идеями?

    Можно обратиться к проректору по молодёжной политике и воспитательной работе, а также в Совет обучающихся при Минобрнауки России. В этой организации есть студент, который является представителем студенческого самоуправления в своём регионе. Он может помочь или проконсультировать вас, так что можете смело обращаться к ним.

    В тренде

    Может быть интересно

    Все новости

    Чтобы добавить в «Избранное» необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

    Создай его

    Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы выполнить действие.

    Войти